Не смотря на то, что в Америку прибывало все больше колонистов и искателей спокойствия, половина первых «отцов-пилигримов» не вынесла первой жестокой зимы — до весны дожило около полусотни. Местные индейцы, видя страдания белых людей, помогали европейцам искать дичь и съедобные растения, показали, какое зерно можно взращивать на местной, очень проблемной, почве.
Урожай собрали обильный. Осенью на праздник урожая в 1621 году выжившие колонисты пригласили вождя и членов племени индейцев скуанто, заботой которых они выжили в новых суровых условиях. Праздник и пир разделенный с индейцами, стал первым празднованием Дня благодарения, который отмечается в последний четверг ноября, вошел в число Национальных праздников США. Потом традиция празднования осталась «только для белых».
Да и первая американская колония, Плимутская, выросла на землях того же племени, почти полностью вымершего затем от ввезенной европейцами ветряной оспы. «Пекотская резня», когда жителей нескольких деревень пекотов сожгли вместе с домами, тоже была делом рук плимутских колонистов. Индейцы начали сопротивляться, но было поздно: даже самые разрушительные набеги, когда в Новой Англии поселения и города уничтожались десятками, уже ничего не могли изменить. Освободившиеся земли входили в Новую Англию, ставшую позднее колонией Массачусетского залива. Новоприбывшие пуритане из Великобритании оседали в соседних маленьких городках и поселениях, строили свои. Между 1630 и 1643 гг. Новая Англия приняла около 20 тысяч человек, почти 45 тысяч двинулись к югу или отправились на острова Центральной Америки.
Следующие семьдесят пять лет добавили Америке еще девять колоний — Массачусетс, Нью-Йорк, Пенсильванию, Делавэр, Мэриленд, Джорджию, Южную и Северную Каролину.
Одно из популярных сравнений, используемых в описании Америки, — плавильный котел (Авторство этого выражения приписывают разным людям, в том числе философу и литератору Р. У Эмерсону и авторам сборника «Новый Рим, или Соединенные Штаты мира» Ч. Геппу и Т. Песче. Однако широкое распространение оно получило после постановки пьесы с таким же названием (Колумбийский театр, Вашингтон, 1908), которую написал Израэл Зангуилл, британский журналист и драматург.). До 1775 г. этот котел был еще не слишком разогрет; колонистов Северной Америки не связывали ни единая конфессия, ни социальное равенство, ни этническая однородность. Читайте про "плавильный котел" Америки в статье Культура США и патриотизм.
Треть Пенсильвании была уже населена немцами-лютеранами, меннонитами-анабаптистами и представителями других верований и сект. Бенджамина Франклина ужасно волновало, что они не англичане. Но их дети поголовно заговорили по-английски: среди предков белых американцев больше всего немцев и англичан. Мэриленд принял английских католиков, французские гугеноты распространялись по Южной Каролине. Делавэр предпочитали шведы. Поляки, немцы и итальянцы селились в Вирджинии. Переселенцы часто попадали в Новый Свет по так называемому контракту: за их перевозку платил кто-то побогаче, но на месте они должны были отработать за это четыре года. Переселение молодых женщин оплачивали мужчины-холостяки — чаще всего табаком, по 120 фунтов за каждую. Контракт могли перепродать и заставить подписавшего отрабатывать долги уже другому человеку. Это было белое рабство.
Жизнь поселений регулировали весьма суровые законы с тяжкими наказаниями, пуританские религиозные установления порой оборачивались дикой жестокостью: вспомним хотя бы охоту на ведьм в Салеме. Две трети переселенцев погибали еще в пути или в первые месяцы после высадки. Иногда они не выдерживали гнета «хозяев» и уходили на неосвоенные земли или индейские территории и оседали там, а когда их начинали преследовать, отбивались или уходили еще дальше. Граница между освоенной и неосвоенной территорией непрерывно перемещалась на запад. Вольные захватчики земель назывались скваттерами или пионерами. Так создавалась фермерская цивилизация мужественных, жестоких и насмешливых людей, не терпевших покушений на свою свободу, но не признававших права на нее других людей, например индейцев.
Преступников, вольных и невольных, убийц, проституток, нищих, фальшивомонетчиков отправляли в Америку На особых аукционах их могли купить на семь лет тяжкой работы. Англия, тюрьмы которой были переполнены, охотно отправляла туда же военнопленных из Шотландии и Ирландии. Ирландцам приходилось вдвойне тяжело: первопоселенцы-англичане встречали их враждебно.